top of page

Роман в письмах. Как задание на летние каникулы позволило педагогу и ученикам стать ближе

Обновлено: 11 мая 2024 г.

Юлия Анатольевна Ежкова преподает в «Средней школе № 23 им. 87 Гвардейской стрелковой дивизии города Волжского» Волгоградской области. Год назад она выпустила свой первый жоховский класс, а в сентябре станут второклассниками ее нынешние ученики. Расставаясь с ребятами в мае, Юлия Анатольевна дала им необычное задание на каникулы. Необычное задание – это письма. Не смс, не сообщения в социальной сети или по электронной почте, а обычные письма в конверте.



– Расскажите, как возникла идея затеять такую переписку летом?


Ю.А.: Идея не моя. Я позаимствовала ее у Шалвы Александровича Амонашвили, год назад я прошла образовательную программу в его «Школе гуманной педагогики». Про письма ученикам он писал в своей книге «Здравствуйте, дети!». Мне это так понравилось! На каникулы я задала детям только три задания. Первое – читать по 15 минут в день. Второе – собрать гербарий. И третья – написать мне два-три письма.


– Задание совсем небольшое для трех месяцев каникул…


Ю.А.: Летом дети должны путешествовать, купаться, загорать, гулять, ничего не делать! Я по себе знаю, как важно перезагрузиться, побыть на природе, полноценно отдохнуть от интенсивной учебной нагрузки. Иногда мне пишут родители и с гордостью сообщают: «Мы ходим 4 раза в неделю на английский»! Я отвечаю: «Зачем?! Ребенок потом не захочет идти в школу». Когда началась наша переписка, я поняла, что это ни с чем не сравнимое удовольствие – заглядывать в почтовый ящик, находить там письмо, читать написанные детской рукой строчки, рассматривать фотографии и рисунки. Поверьте, это затягивает! Вот только сегодня пришли четыре письма, не терпится поскорее открыть. Я сразу сажусь отвечать, ведь ребенок ждет от меня письма и у него появляется стимул написать новое. Очень благодарна Шалве Александровичу за идею, он предусмотрел и завершающий момент: когда осенью все возвращаются с каникул, письма раскладываются на столе, дети узнают свои, могут показать друзьям, поделиться с ними тем, что они чувствовали, когда получали конверт с ответом...

5 из 5




Что дало вам обучение в «Школе гуманной педагогики»?


Ю.А.: Очень много идей, которые меня умиротворяют и вдохновляют, как педагога. Я прочитала хорошие нужные книги, до которых сама не добралась. Когда я советовалась по поводу этого обучения с Владимиром Ивановичем Жоховым, он спросил: «А что такого есть в гуманной педагогике, чего вы не находите у нас?» Позже я смогла ответить на этот вопрос: в основе системы Владимира Ивановича лежат именно идеи гуманной педагогики. Все методы, которые предлагает Шалва Александрович для того, чтобы раскрыть потенциал детей и раскрыться самому, индивидуальный подход к ребенку – все абсолютно заложено в методике Жохова на практическом уровне. Обучение помогло мне глубже понять систему, по которой я сейчас работаю.


Первый раз в первый класс


– Как вы стали жоховским учителем?


Ю.А.: По образованию я педагог-филолог, начинала работу в школе с преподавания русского языка и литературы. Потом был период, когда я ушла из школы совсем, получила второе образование, работала в бизнесе коммерческим и исполнительным директором. Возвращалась в школу на административную работу, потом снова уходила. В 2018 году моя подруга решила открыть жоховский класс в Волжском и пригласила меня в качестве учителя. Я изучила систему и заинтересовалась. И вот уже пять лет я – жоховский учитель. Думаю, что это уже на всю жизнь.


– Сложно было начинать?


Ю.А.: Оглядываясь назад, я честно не могу понять, как мы это осилили! Мы подготовили презентацию и обошли с предложением открыть класс почти все школы нашего 300-тысячного города. Только один директор сказал, что слышал о системе Жохова и разрешил попробовать, если наберется класс. Нам дали помещение, в котором мы сами сделали ремонт, закупили мебель и оборудование. Запустили рекламу, провели бесчисленное количество родительских собраний, собрали все требуемые документы, подтверждающие, что система Жохова не противоречит государственной образовательной программе. За первый год у меня на уроках побывало огромное большое количество гостей, едва ли не каждый день кто-то присутствовал на уроках.



За нами очень пристально наблюдали: приходили учителя из разных школ города, администрация школы и представители Управления образования, родители. Всем было интересно – что за система, чем мы занимаемся.

Я впервые работала с учениками начальной школы, по сути, сама пошла «первый раз в первый класс». Для себя я решила, что ни на шаг не буду отступать от методики, мы делали все именно так, как предписано Жоховым. Нужны занятия шахматами во второй половине дня – занимаемся шахматами. Необходим театр – занимаемся театром. Сказано – закаляем детей, значит договариваемся с родителями, чтобы они соблюдали рекомендации. Во втором классе начали изучать немецкий язык, в третьем – французский, потом подключили и английский. С восьми утра мы начинаем учиться, до 12:00 – пять уроков. Обязательно все дети завтракают и обедают, нагрузка интенсивная, поэтому кушать нужно хорошо. После обеда прогулка на улице в любую погоду.


– Когда вы поняли, что система работает?


Ю.А.: Я поняла сразу, что она подходит мне лично. Высокий темп, многозадачность – в этом я чувствую себя совершенно комфортно. Результаты первого года всех шокировали. Самая распространенная реакция: «А что – так можно было?» Все очень динамично, дети учатся работать в темпе, их мозг пробуждается и они способны воспринимать много информации. Причем адаптируются первоклассники очень быстро! У нас в классе высокая посещаемость, дети почти не болеют, если и остаются дома, то не более, чем на 2-3 дня. Им интересно, они боятся что-то пропустить. Ситуации, когда ребенок два дня ходит, а потом неделю болеет, не было вообще. В конце нынешнего года подводили итоги: есть несколько детей, которые не пропустили вообще ни дня, среди них и моя дочь, которая пошла в школу в 6 лет - она самая младшая в классе.



– Что вы делаете для закаливания? Какие рекомендации даются родителям?


Ю.А.: Кроме ежедневной зарядки и прогулок мы договариваемся с родителями о правилах в одежде. В школе дети не надевают колготки, мальчики – в шортах, девочки – в юбках и гольфах. На физкультуре – босиком. Мы много двигаемся, «на переменах не бегать» – это не для нас. Договариваемся с ребятами и родителями, что ежедневно нужно обливаться утром холодной водой. Конечно, соблюдают не все (особенно в зимнее время), но стараются, присылают мне видео.


«Мы неудобные, шумные, деятельные»


– У вас не было конфликтов с родителями?


Ю.А.: Был однажды конфликт из-за того, что я достаточно строгий педагог. Если ребенок знает на «4», а родителю очень хочется видеть «5», я ставлю то, что он заслужил. Приведу пример: в первом моем наборе был мальчик, который в классе работал на «3», а задания, выполненные дома, были всегда на «4» и «5». Я разговариваю с родителями и говорю им: «Зачем вы помогаете? Вы ведь сажаете ребенка в “инвалидное кресло”. В третьем классе будут такие задания, с которыми вы не сможете ему помочь»! Именно так и получилось. Я убеждаю родителей, что в их интересах дать ребенку возможность стать самостоятельным, взять на себя ответственность за свою работу.



– А как сейчас к вам относятся в школе?


Ю.А.: Все, что школа может для нас сделать, она делает, нам идут навстречу. Открылись еще два жоховских класса. Уже без всякой рекламы. Мой будущий первый класс нового потока был сформирован, когда я еще работала с четвероклассниками. Школа набрала бы и больше, но сажать детей некуда, свободных кабинетов нет. Под наши классы и так отдали целое отдельное крыло, ведь мы неудобные, шумные деятельные. У нас своя дисциплина, мы бегаем, кричим, поем! Новые кабинеты оборудованы именно так, как нам необходимо. Если нужно что-то еще для занятий (набор минералов или макет скелета) родители всегда помогают.


– Что вы открыли для себя в своей новой работе, что вас вдохновляет, как профессионала?


Ю.А.: Литература по-жохову. Это очень круто! Ничего подобного я не встречала. С теми литературными разборами, которые мы делаем с ребятами, я встречалась только в институте. Мы читаем, слушаем фрагменты произведений в исполнении прекрасных артистов, не спешим перескакивать с одного на другое, медленно погружаемся в произведения. В результате дети влюбляется в литературу, а техника чтения наращивается сама собой.


Воспитательная функция педагога. На мой взгляд, это то, что уходит из традиционной школы, которая перестала быть частью жизни детей. В жоховских классах мы обращаем внимание на то, как выстраиваются взаимоотношений мальчиков и девочек, учимся дарить подарки, изучаем правила этикета. Смотрим с ребятами фильмы, которые они могли бы вообще не увидеть, если бы не наша программа. Черпаем оттуда представление о том, что такое достоинство, честь, уважение. Подборка стихов, песен и кинофильмов – очень сильная.


А еще мы любим проводить время вместе. Дети, которые занимаются в музыкальных школах или в спортивных секциях, зовут меня на свои выступления и концерты. Всегда откликаюсь, когда есть возможность.

Я живу частном доме у озера. В зимнее время это огромный каток, поэтому в каникулы иногда пишу в классный в чат: «Лед отличный, кто хочет – приезжайте кататься!» И мы вместе встаем на коньки, веселимся, бесимся, а потом идем пить чай.



Сейчас лето и наш «роман в письмах» помогает делиться тем, что происходит у каждого. Это не по программе, не потому что «задали», а потому что ребятам хочется рассказать. И получить ответ, узнать – а что у меня? Походы, новые книги, рыбалка, клубника у бабушки, поездка к морю – все там. Это и есть домашнее задание на лето. И на добрую память.


– Что вы посоветуете учителям, которым интересна система Жохова, но они сомневаются – стоит ли что-то менять в своей работе?


Ю.А.: Мои коллеги, которые перешли на систему Жохова, не хотят возвращаться к традиционной. Тем, кто сомневается, могу сказать, что это возможность ходить на работу с кайфом. Жизнь учителя с жоховской методикой – интеллектуальное, духовное, творческое богатство!

Comments


bottom of page