top of page

ЛУЧШЕЕ ХОББИ В МИРЕ: КАК В ЖОХОВСКИХ КЛАССАХ РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ

Дарья Анатольевна Иванова, жоховский педагог, учитель начальных классов в МБОУ СОШ №11 города Чебоксары

Ученые называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, развлекает, расслабляет, обогащает эмоциональный интеллект, позволяет накапливать и запоминать информацию. Развитию этого навыка в Методической системе Жохова уделяется большое внимание.


И педагоги, которые начинают преподавать в жоховских классах в средней школе, и родители отмечают, что выпускники жоховских классов – читающие дети. Мы много рассказываем о том, как свободно чувствуют себя они в математической среде, сегодня поговорим о тех слагаемых методической системы, которые открывают детям мир большой литературы. Мы побеседовали на эту тему с Дарьей Анатольевной Ивановой – жоховским педагогом, учителем школы №11 города Чебоксары.


Дарья Анатольевна Иванова начала работать учителем пять лет назад, сейчас ученики ее второго жоховского потока перешли уже во второй класс.


«Придя работать в школу, я осуществила свою детскую мечту, – говорит она о себе. – Мне хотелось сначала завоевать мир, попробовать себя в разных областях, но в глубине души всегда оставалась мысль, что когда-нибудь я все равно пойду работать в сельскую школу учителем».

Дарья Анатольевна получила два высших образования – инженера-менеджера в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова и переводчика в Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева. Поработав в крупной международной компании руководителем проектов, освоила еще одну специальность – менеджера по персоналу. Когда пришло время искать для сына лучшие варианты обучения в начальной школе, заинтересовалась методикой Жохова, прошла переподготовку как педагог начальной школы и стала первым учителем для собственного ребенка и его одноклассников.


Сильная математика и сильная литература. Так бывает?

– Когда говорят о плюсах жоховской методики, всегда отмечают сильную математику. Это действительно так: в первый год обучения детям дается практически вся программа начальной школы. У нас идет не просто обучение математике, а серьезная работа над развитием скорости мышления. В дальнейшем это влияет на весь учебный процесс, на способность воспринимать информацию по другим предметам. И на чтение в том числе! Во втором-третьем-четвертом классах мы углубляем и расширяем полученные знания, уже владея базой. При этом остается больше времени на то, что интересно. Можно спокойно, медленно и вдумчиво погружаться в литературный материал, разбирать стихотворение в 12 строк на протяжении не одного урока, а, к примеру – трех. Для обычной программы это непозволительная роскошь...


Владимир Иванович дает в своей методике учителю много «ключей» к тому, как научить ребят думать, а не угадывать «правильный» ответ. Не бояться высказывать свое мнение, рассуждать, говорить о чувствах, которые вызывает произведение.


Например, сцену свидания Золушки с Принцем мы предлагаем детям «увидеть» через стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья». Чуть ранее мы смотрим фильм по сказке. Благодаря такой связке стихотворение становится абсолютно понятным детям – получает близкий им образ!

Я помню, как мы изучали это стихотворение с прошлым классом, тогда из-за пандемии все учились удаленно. Родители в это время тоже были дома, прислушивались к нашим онлайн-урокам и в классном чате началось обсуждение – не рано ли детям такое читать: «…В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, и лобзания, и слезы, и заря, заря!..»


Когда чувствительная тема раскрывается красиво, мягко, бережно, дети абсолютно правильно все воспринимают. Видя сцену свидания Золушки и Принца из советского фильма, мальчики и девочки учатся проявлять свои чувства тактично и деликатно, могут разговаривать об этом без смешков и стеснения.


Благодаря глубокой работе с текстом, обогащается их словарный запас, литературный язык входит в наш обиход и ребята начинают использовать его в жизни! Буквально недавно мы с первоклассниками готовили материалы в классе ко дню рождения Пушкина: достали краски, начали раскрашивать плакат, а один мальчик взял баночку с красной краской и произнес: «У меня пурпур розы!» Вы понимаете? Первоклассник!


Вообще литература «по-жохову» стала для меня открытием не только как для учителя, но и как для читателя. Мы разбираем с детьми подробно то, что обычно понимается на интуитивном уровне: вот этот текст, как журчание речки… А этот – как раскат грома… Говорим о звуковой организация текста. Студенты филологического факультета обычно знакомятся с такими терминами и темами, а мы прикасаемся к ним в начальной школе. А с какими авторами предлагает жоховская программа познакомиться детям – Набоков, Достоевский, Пастернак, Гумилёв!


Работа с большими произведениями

– Каждое произведение мы читаем медленно, буквально проживаем текст. После изучения большой книги берем передышку и работаем с короткими рассказами или стихотворениями, прежде чем погрузиться в новое объемное произведение. Дети всегда спрашивают – а что мы будем читать дальше?

Интерес подогревается и сдерживается намеренно. Детям очень хочется забежать вперед и узнать – что же там дальше, в следующей главе?

Я даже прошу школьного библиотекаря не выдавать на руки те книги, которые мы разбираем в классе. Читаем на уроке с экрана по очереди и ребята просят – «пожалуйста, можно еще? можно я продолжу?» Распечатки следующих глав берем с собой домой и там уже возникает интерес у родителей, поскольку дети делятся своими впечатлениями. В четвертом классе, например, мы читали повесть Сергея Арсеньева «Ленка-пенка» – книгу о блокадном Ленинграде, написанную от лица 11-летней девочки. Никто не остался равнодушным, более того – увлеклись и родители: следили за сюжетом, обсуждали с детьми, сопереживали..


Большое влияние на всех в третьем классе оказала «Синяя птица» Мориса Метерлинка. Произведение объемное, сложное, многоплановое, взрослое, хотя герои книги – дети.


Я читала эту книгу впервые вместе со своим классом, немного забегая вперед. Читала и думала: взрослые люди проходят специальные тренинги личностного роста за большие деньги, а перед нами сейчас раскрывается такое поле смыслов! И все это можно дать детям! Ждала каждый учительский вебинар и удивлялась – как Владимир Иванович предлагает нам с 9-летними детьми обсуждать духовные и нравственные аспекты жизни, раскрывать глубокий символизм книги. Для меня было открытием, насколько дети понимают и глубоко чувствуют все, о чем мы говорим. И обсуждают!

Именно эта книга дала ощутимый толчок многим моим ученикам в продвижении самостоятельного чтения, даже тем, которые до третьего класса особо не интересовались книгами вне программы. Я была так горда, когда увидела пост ученицы в соцсети: «Мы читаем произведение «Синяя птица» Мориса Метерлинка. Рекомендую!» Для современного ребенка такое публичное высказывание – это рейтинг 100 из 100!


На протяжении всего времени, что мы работали с книгой, дети постоянно задавали вопрос: «А мы будем делать спектакль по «Синей птице»? Когда уже начнем?» Я осторожно отвечала, что стоит сначала прочесть пьесу до конца, а потом уже решать. В итоге вместо спектакля мы сами сняли фильм-спектакль, где у каждого ребенка была роль, а у некоторых и по несколько ролей. Вообще работа над постановками – особенность жоховских классов. С первого класса дети привыкают бОльшую часть работы над мероприятиями – представлениями, праздниками, спектаклями – брать на себя. И это еще один пласт изучения произведения, когда оно по-новому захватывает ребят, наполняет эмоциями, раскрывает смыслы, характеры и взаимосвязи внутри сюжета.


Фрагмент спектакля по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица». 3 класс.

Про обучение учителей

– Я бесконечно ценю то, что педагоги, которые работают по методике Владимира Ивановича Жохова, проходят еженедельное обучение на протяжении всех четырех лет начальной школы. Новые учителя имеют возможность задавать любые вопросы более опытным, учиться у них, перенимать опыт, спрашивать – а как это было у вас. И неважно – это твой первый класс по методике, второй или пятый, ты продолжаешь углублять свои знания, каждый раз открывая что-то новое для себя. В том числе и в литературных произведениях, конечно!


Выбор произведений и книжная полка

– В первом классе у всех детей дома появляется их личная книжная полка, мы специально договариваемся об этом с родителями. Первая прочитанная в классе книга – «Сказка о рыбаке и рыбке» отправляется туда. Полка пополняется постоянно – произведениями, которые мы читаем вместе (у нас есть традиция дарить прочитанные книги ученикам) или теми, что заинтересовали ребят. Владимир Иванович считал своей задачей показать, какой разнообразной может быть литература, поэтому за четыре года начальной школы мы прикасаемся к произведениям в самых разных жанрах. Читаем детектив – «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойля. Фантастику – «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери. Русскую классику. Конечно же, сказки! Одному ребенку понравится одно, другому – другое. Как правило, после прочтения книги мы смотрим ее экранизацию. Сравниваем, обсуждаем – что вошло в фильм, а что осталось за кадром. Дети сами приходят к выводу, что в книге всего больше – героев, сюжетных линий, информации. Значит книга – интереснее!

«Если заинтересовался один – об этом будут знать все!»

– Это слова Владимира Ивановича. Я не раз убеждалась, что все так и есть. Во втором классе у нас был мальчик, который каждую перемену сидел с книгой о Гарри Поттере. Он увлекся и не мог оторваться. Спустя некоторое время еще один ребенок пришел с первым томом. Все – интерес возник. Сейчас в классе у нас есть полка буккроссинга, где можно обмениваться книгами.


Семейная библиотека, разговоры о книгах и советы родителям

Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок читал. Другой вопрос – как это проявляется. Если сравнением с другими – «посмотри, Коля уже прочел три книги, а ты что?» – это не работает. Не всегда самих взрослых можно застать с книгой в руках, значит – и это не аргумент. Вспоминая свое детство, я хорошо помню книжные полки в доме бабушки и дедушки. Они были расположены низко и мы с сестрой всегда могли взять любой том. Играли с ними, рассматривали… На самый верх убирали книги, которые детям не предназначались, хотя мне кажется, что моя мудрая бабушка-литературовед делала это намеренно, подогревая таким образом наш читательский интерес. Когда взрослые разгадывали кроссворды, нас часто посылали отыскать слово в словаре, с тех пор я их обожаю!


Что задали на лето?

– Этот вопрос всегда задают родители, потому что прекрасно помнят такие списки со своих школьных лет. Всякий раз, когда об этом спрашивали Владимира Ивановича, он отвечал одно и то же: «Дорогие родители, забудьте про списки. Читайте детям и предлагайте им то, что вам было интересно в их возрасте!» Универсальная рекомендация. Следуя ей, мамы и папы скорее смогут заинтересовать ребенка своей любимой книгой, нежели той, которая положена по списку. В этом есть и воспитательный момент: когда люди из разных поколений растут на одних и тех же произведениях, они лучше находят общий язык, понимают друга, находят темы для разговоров, могут шутить на общие темы.

Интерес к книгам необходимо замечать и подогревать. Если ребенок делится впечатлениями, это важно поддерживать, задавать вопросы, проявлять интерес, подхватывать разговор. И в этом случае ребенок будет уверен, что взрослый разделяет его эмоциональные переживания, готов выслушать и включиться в обсуждение.


В поисках смыслов

Открывая для себя литературу «по-Жохову», я каждый раз удивлялась, какие разнообразные и глубокие темы для обсуждения Владимиру Ивановичу удалось «зашить» в обсуждение произведений. Например, когда мы читаем «Снежную Королеву» – в момент, когда Кай решает прокатиться вместе с ней, возникает тема зависимости. Герой знал: то, на что он решается – опасно, но заинтересовался и дальше не смог уже управлять ни своими санками, ни самим собой. Он потерял волю, позабыл все, к чему был привязан. Не строгими нравоучениями, а на примере сказки мы даем такое важное предостережение детям.


Сразу несколько произведений раскрывают тему взаимоотношений детей и родителей. «Гнев отца» Александра Грина, «Слон» Александра Куприна, «Рождество» Владимира Набокова. Последнее произведение – о том, как отец переживает горе утраты сына. Разбирая его, большинство ребят впервые задумываются о том, как они важны для своих родителей. Дети зачастую не осознают ценность своей жизни для мамы и папы, ведь те могут их ругать, ограничивать в чем-то, иногда наказывать. Мысль «вот умру и вы тогда посмотрите – каково вам будет без меня!» посещает, наверное, каждого в детском или подростковом возрасте. Некоторые неосознанно могут этим манипулировать.


После прочтения рассказа наступает такое глубокое осознание, происходит такая работа души, что мысли о манипуляции уже имеют надежный барьер. Тут напрашиваются дежурные слова о профилактике подростковых суицидов, но ничего формального и нарочитого в этом нет. Мы говорим о ценности человеческой жизни, взаимоотношениях внутри семьи, о том, как важен каждый близкий человек и как драгоценна его жизнь.

Когда дети взрослеют через сопереживание литературным героям, это неизбежно влияет на климат внутри семьи – я слышу об этом от родителей. Ребята учатся понимать своих родных – их чувства, эмоции, характеры. Принимать их такими, какие они есть – часто несовершенными, способными ошибаться, как все живые люди. Но любящими своих детей безусловно!

Commentaires


bottom of page